TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?



ХРУНОВ Евгений Васильевич




Биографии космонавтов.

photo       Космонавт России.

      Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения, как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые разворачивались в небе над деревней. По воспоминаниям родных, именно тогда у него и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло, но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

      После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году. В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную авиационную школу. В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы, летать любил до самозабвения. В 1956 году закончил училище и был направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на территории Одесского военного округа.

      Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт, тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой части 26266 - будущего Центра подготовки космонавтов.

      Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом. Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы полетов кораблей "Восток", составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски 15 кораблей. Один из них - "Восток-12" - предстояло пилотировать Хрунову. Программа предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров. Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую подготовку к полету двух "Востоков" продолжительностью 8-10 суток. Однако и этим планам не суждено было сбыться - дальнейшее строительство кораблей "Восток" было прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам. В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе "Выход", предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали лишь единицы.

      После успешного осуществления полета корабля "Восход-2", были составлены планы дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными. Сначала Хрунов готовился в качестве командира корабля "Восход-6" со сроком запуска в начале 1967 года, а затем в качестве второго пилота одного из "Восходов", когда ему предстояло совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров. Но, как я уже сказал, новых полетов "Восходов" больше не было. Им на смену пришли более современные корабли "Союз", к полетам на которых и стал готовиться Хрунов. В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа "Союз 7К-ОК" по околоземной орбите и на кораблях типа "Л-3" к Луне. Когда шал подготовка к старту первых двух кораблей типа "Союз 7К-ОК", Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым был включен в состав основного экипажа корабля "Союза-2". Программа полета предусматривала стыковку "Союза-2" с кораблем "Союз-1", на борту которого в космос должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на "Союзе-1" возвратиться на Землю. Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом "Союза-1". "Союз-2" должен был стартовать на следующий день. Неполадки на "Союзе-1" начались вскоре после старта и полет "Союза-2" пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.

      Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами продолжал тренировки. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов, в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец, пришел звездный час Евгения Хрунова. 15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле "Союз-5". Следующий день был ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не имеющий аналогов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле "Союз-4" Владимир Шаталов. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

      А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно. Констатируем это как факт. В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего экипажа корабля "Союз-7", вместо заболевшего Анатолия Куклина. А спустя несколько дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки. Советская "лунная программа", где Хрунову отводилась далеко не последняя роль, была закрыта.

      Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. А в 1972 году с золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ, в том числе по программе "Алмаз" (пилотируемая разведывательная орбитальная станция). В конце 70-х годов, когда началась реализация программы "Интеркосмос", он был одним из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа. Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов. Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

      Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация - почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.

      Автор нескольких книг, в том числе "Покорение невесомости", "Путь к Марсу", "На орбите вне корабля" (две последние совместно с Л.Хачатурьянцем). Кроме того, что сам писал, был страстным книголюбом, имел прекрасную домашнюю библиотеку в несколько тысяч томов.

      Скончался 19 мая 2000 года. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

      Copyright (C) 2000, Александр Железняков.



А.Железняков. Энциклопедия "Космонавтика". Биографии космонавтов.
С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться
zhelab@robotek.ru
Последнее обновление 12 06 2000 .
Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100