Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.02.2018
15:52

В ожидании «робота Рембрандта»: когда машины начнут творить по-настоящему?

    Виолончелист Ян Фоглер считал, что искусство делает нас людьми. Но что, если машины тоже начнут творить искусство? Выше, например, вы можете увидеть, что уже умеют создавать разного рода искусственные интеллекты в творческой области. Справа на изображении находится компьютер с ИИ, который учится на снимках с граффити. Он управляет плоттером, который распыляет воду на бетонные блоки (слева). Полученные шаблоны представляют собой форму компьютерного искусства.

    Можно ли назвать это искусство настоящим? Если да, то нам придется смириться с тем, что какая-то часть нашей человечности ­– та часть, о которой говорил Фоглер, – будет освоена машинами. Если же нет, нас может утешить тот факт, что хотя машины занимаются художеством, в этом художестве нет тонкого искусства.

    Когда искусство творится для удовлетворения потребностей третьей стороны – в данном случае программиста, который обучает компьютер, – это иллюстративное или коммерческое искусство, а не высокое творчество. Чтобы ИИ был способен произвести продукт высокого творчества, это должен быть его собственный продукт: автономно и независимо созданный машиной, выкованный собственной ее эстетикой. Только в таком случае искусство перестанет быть пассивным продуктом человеческого творчества.

    Появится ли когда-нибудь настоящий искусственный художник?

    8 января 2018 года была проведена выставка, посвященная эстетике и искусству искусственного интеллекта, в Окинавском институте науки и техники (OIST) в Окинаве, Япония. В центре внимания выставки была концепция истинного изобразительного искусства искусственного интеллекта. Единственной проблемой для кураторов выставки было то, что искусства такой категории пока не существует.

    Чтобы обойти этот неудобный факт, выставочные стенды были разделены на четыре категории: человеческое искусство и человеческая эстетика; человеческое искусство и машинная эстетика; машинное искусство и человеческая эстетика; машинное искусство и машинная эстетика. В первой категории была коллекция обычного человеческого искусства, начиная с эпохи Возрождения. Во второй и третьей категориях представлена коллекция гибридного человеко-машинного искусства. В четвертой категории не было машинного искусства, потому что оно пока не отражает машинную эстетику. В этой категории стенды были практически пустыми.

    Каждая категория учит нас своим урокам. Искусство в первой категории показывает историческую трансформацию эстетики от перспективы Бога до человека. По большей части системное искусство XX века во второй категории включает минимализм, серийную музыку и визуальную поэзию, характеризуется использованием правил или математических форм. Системным искусством можно считать открытую в 1889 году Эйфелеву башню. Против строительства башни выступали многие известные деятели искусства, в том числе художник Уильям Адольф Бугро и романист Ги де Мопассан, поскольку увидели в ней простой внешний вид и машинное оформление, словно отвратительное отрицание эстетики человека. Тот факт, что Эйфелева башня привлекает многих сегодня, стал главным уроком второй категории: наш эстетический смысл может быть изменен математикой и машинами. Третья категория содержит так называемое медийное творчество, созданное машинами и искусственным и показывающее, что даже в роли пассивного продукта человеческого творчества современный ИИ способен создавать объекты красоты.

    Вкупе первые три категории выставки описывают неполную дугу. Мы видим рождение человека-автора и зарождение ИИ-автора. Но появится ли когда-нибудь по-настоящему искусственный художник? Можем ли мы ожидать, что эстетика однажды родится в полностью машинном мире, без участия человека? Этот вопрос был в центре выставки: будет ли у ИИ когда-нибудь собственная эстетическая автономия?

    Платон утверждал, что «истинное, хорошее и прекрасное» имеют ценность сами по себе. Красота имеет ценность сама по себе, а не потому, что служит какой-то другой цели. Мы делаем добро ради себя и так далее. Чтобы машина могла создавать свое собственное изобразительное искусство, она должна удовлетворять изречению Платона и создавать без какой-либо утилитарно цели. Открытый вопрос заключается в том, смогут ли машины когда-нибудь это сделать.

    Одна из причин для оптимизма состоит в том, что люди ­– это не единственные существа, способные творить без использования. Например, шимпанзе может чертить ради удовольствия. На выставке в Окинаве были показаны рисунки пяти шимпанзе и бонобо, принадлежащие профессору Киотского университета Тетсуро Мацузаве, и все они классифицируются в четвертой категории, как бы напоминая нам, что в этом мире возможно чистое творчество без участия человека. Если бы животные рисовали за бананы, их бы не включили в эту категорию, потому что тогда искусство творилось бы не ради самоцели.

    Чтобы ИИ догнали шимпанзе, им нужно преодолеть две ступеньки. Во-первых, ИИ должны научиться ставить собственные цели. Цели современных ИИ определяются людьми, которые пишут код, оценивающий, насколько хорошо или плохо работает алгоритм. Первый предмет машинного искусства, который можно будет внести в четвертую категорию, потребует собственных функций оценки.

    Это не только возможно, но уже достигнуто. Фактически, если бы вы посетили выставку на Окинаве, вы бы увидели это своими глазами. Кендзи Дойя, профессор подразделения нейронных вычислений OIST и его команда провели эксперимент под названием «Могут ли роботы находить собственные цели?». Они поместили коллекцию роботов, сделанных из смартфонов, на колеса. Роботы могли свободно кататься, находить собственные места для зарядки и обмениваться программами, сканируя чужие QR-коды. Зарядка была аналогом приема пищи, а обмен программами – аналогом воспроизводства. Роботы, которые не заряжались, прекращали работать, а те, которые не обменивались программами, не передавали свою «ДНК» следующим поколениям. Со временем роботы начали определять собственные цели: некоторые переставали заряжаться, чтобы преследовать других роботов, например. Такое поведение не было запрограммировано. Эти результаты убедили Дойя, что роботы могут ставить себе цели самостоятельно.

    Когда ИИ начнет творить высокое искусство, мы сможем это понять?

    Второй шаг, который нужен для того, чтобы ИИ творил, состоит в том, чтобы развивать вторичные цели – которые существуют только чтобы служить первичным целям – в сами первичные цели. Предположим, к примеру, что первичная цель организма или машины – размножение. Секс – один из методов размножения, поэтому секс будет подцелью. Чтобы был секс, нужно привлечь партнера, и это будет подподцель. Чтобы привлечь партнера, нужно быть симпатичным, и это будет подподподцелью и так далее. Но у людей секс и красота партнера сами по себе стали ценными. Как секс ради секса стал ценным, так и искусство ради искусства. Когда ИИ определит собственные цели, а затем начнет преследовать их на свое усмотрение, он будет на пути к созданию собственного высокого творчества.

    Как мы узнаем, что ИИ стал настоящим художником? Мы можем научить ИИ нашей собственной истории искусства, чтобы поощрить создание вывода, который мы узнаем и поймем. С другой стороны, необученный ИИ вероятнее всего создаст нечто совершенно оригинальное или даже неузнаваемое.

    Настоящее творчество для ИИ будет одновременно мучительно скучным и очень стимулирующим, и собственно так будет виден прогресс. Красота, в конце концов, не может быть определена количественно, и сам поиск определения эстетики движет искусство вперед. Реализация ИИ принесет новые аспекты этим вопросам. И тогда наступит триумф материализма, еще более разрушающий особую специфику человеческого рода и открывающий мир, в котором нет ни тайны, ни Бога, в котором люди – просто машины. Если это так, мы увидим новое поколение художников, а вместе с ними и новые Эйфелевы башни за пределами нашего самого дикого воображения.

    По информации https://hi-news.ru/research-development/v-ozhidanii-robota-rembrandta-kogda-mashiny-nachnut-tvorit-po-nastoyashhemu.html

    Обозрение "Terra & Comp".

Выскажите свое мнение на:

26.02.2018
15:44

Пытаясь понять природу сверхмассивных черных дыр, ученые обнаружили десятки настоящих монстров

26.02.2018
15:39

Великие заблуждения ученых

26.02.2018
15:36

Самый быстрый паук в мире

26.02.2018
15:27

Стартап намерен запускать космические аппараты с помощью катапульты

26.02.2018
15:15

4 самых ценных гуманитарных навыка в эпоху автоматизации

26.02.2018
15:11

В ЦЕРНе приступили к созданию контейнера для перевозки антиматерии

26.02.2018
15:06

В Египте построят самую крупную солнечную электростанцию в мире

26.02.2018
13:55

Новая стратегия поиска первичных черных дыр

26.02.2018
13:50

Новая «дорожная карта» поможет защитить астронавтов от космической радиации

26.02.2018
13:43

Сегодня, в понедельник 26 февраля, ожидается небольшая геомагнитная буря

26.02.2018
13:32

Британский астронавт рассказал, когда люди смогут высадиться на Марсе

26.02.2018
12:01

Ученые признали существование питающихся радиацией инопланетян

26.02.2018
08:34

От Пекина до Нью-Йорка — за два часа на гиперзвуке

26.02.2018
08:28

Законсервированную антарктическую станцию введут в строй

26.02.2018
08:20

Ученые исследовали как бактерия «находит» свою цель

26.02.2018
07:51

Названы сроки освоения Марса и влияние на это Илона Маска

25.02.2018
19:31

Михаил Воинов Время слёз, или моё принуждение к щедрости

<

25.02.2018
18:24

Иллюстрация люстрации

25.02.2018
18:14

Сергей Семенов: "Тайфун над лоджией"

<< 1111|1112|1113|1114|1115|1116|1117|1118|1119|1120 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList