Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

18.10.2002
17:37

Малайзия и Россия владеют ключом от нового справедливого миропорядка

18.10.2002
13:50

Космонавтика в работе с молодежью.

18.10.2002
12:36

Сегодня состоится пятничный вечер "Русского переплета"

18.10.2002
00:32

55 лет назад в нашей стране стартовала первая баллистическая ракета

18.10.2002
00:29

35 лет назад станция "Венера-4" совершила плавный спуск в атмосфере Венеры

17.10.2002
23:57

Стволовые клетки и диабет

17.10.2002
19:38

Синхронное наблюдение космических гамма-всплесков с Земли: первый астрофизический эксперимент на деньги русского предпринимателя

17.10.2002
13:04

Школа скудоумия: О передаче с участием Татьяны Толстой и Ильи Глазунова на канале "Культура" 16 октября 2002 года

17.10.2002
09:47

Международная гамма-обсерватория вышла на орбиту

17.10.2002
00:19

Рассекречены документы об американских разведывательных спутниках

17.10.2002
00:18

Экипажи прибыли на космодром, но старт может быть отложен

16.10.2002
18:20

"Атлантис" отстыковался от МКС

16.10.2002
16:19

Вышел в свет 3 номер журнала "Живая старина"

    Тематику номера определяют рубрики <Священные тексты в народной культуре> и <Народная культура: опыты самоописания>.

    Первая из них продолжает разговор о проблемах народного христианства, о восприятии книжного наследия в традиционной культуре. Фольклорные легенды, построенные на материале Ветхого и Нового Завета, представляют один из интереснейших аспектов обширной темы - о роли и значении Библии в традиционной народной духовной культуре. Интерпретация библейских сюжетов в народных легендах наглядно показывает неординарность и многоплановость фольклорной трактовки текстов, излагающих "священную историю". Содержащиеся в народных легендах и поверьях анахронизмы, кажущаяся алогичность соединения в пределах одного текста фрагментов различных сюжетов, "вольное" обращение с именами и персонажами далеко не всегда свидетельствуют лишь о поверхностном знакомстве носителей фольклорной традиции с библейскими текстами. Напротив, носители фольклорной традиции демонстрируют не только знакомство с каноническими и апокрифическими сюжетами на темы библейской истории, но привносят в них черты национального менталитета и элементы архаических верований. В системе традиционной духовной культуры, реализующей себя в различных "региональных" или "диалектных" вариантах, "народная Библия" также представлена локальными версиями, специфика которых обусловлена конфессиональной ситуацией того или иного региона, а также различной степенью влияния книжной традиции на фольклорные повествовательные жанры. Сравнение "национальных изводов" славянской "народной Библии" свидетельствует о неоднородной интеграции в фольклорную среду книжных текстов (канонических библейских книг, апокрифов, поучений, литургических текстов). В то же время материал показывает, что на основе устных локальных версий Священного Писания может быть не только создан единый восточнославянский фольклорный "библейский" свод, но также изучены семиотические механизмы усвоения письменного текста и особенности его рецепции в системе народных представлений. Важным аспектом в изучении "текстового воплощения" народно-религиозных представлений является сравнение славянских материалов с материалами, почерпнутыми из традиций этнических соседей. В этом номере журнала читателям предлагается подборка "библейских" фольклорных текстов из разных регионов Восточной Славии (Каргополье, Тамбовщина, Кировская обл., Украинские Карпаты), а также статьи, посвященные особенностям бытования священных текстов в неславянских традициях - у коми и литовских татар.

    Рубрика <Народная культура: опыты самоописания> появилась на страницах <Живой старины> впервые. Cколь бы хорошо ни понимал свой предмет исследователь народных традиций -- этнограф, фольклорист или диалектолог, он практически всегда является посторонним по отношению к изучаемой культуре. Нас не должны вводить в заблуждение различные приемы <погружения> в нее и методы <включенного наблюдения> -- глубина такого <погружения> имеет свои пределы, а ресурсы <наблюдения> ограниченны. Субъект наблюдения не может полностью отождествиться с объектом -- ни психологически, ни операционалистически; исследователь останется городским человеком, представителем своей социальной среды, со своими целями и знаниями, от которых он не в состоянии отказаться. Да и не должен: сам процесс наблюдения, ради которого эта операция производится, в этом случае станет неосуществимым. Но возможны исключения. Есть знатоки народной традиции, которые не <погрузились> в нее, а родились в ней. В силу жизненных обстоятельств и душевных устремлений они продолжают ощущать народную культуру как <свою>, но одновременно владеют языком образованного сословия (подчас даже языком науки); у них есть умение и, главное, желание говорить об этой культуре и от ее лица. Это дает право на многое. Любитель-диалектолог исправляет неточности и упущения лингвистов, неадекватно, по его мнению, описавших язык архангельских поморов, и в результате создает грандиозный по своему воплощению лексикографический труд. Основатель краеведческого музея в деревн е Мартыново С.Н. Темняткин, школьный учитель и журналист, использует для своего края одно из его исторических обозначений -- <Кацкий стан> (от названия реки Кадка), называет местное население <кацкарями> и считает их носителями особого <кацкого диалекта> (с чем вряд ли согласятся многие языковеды). C 1992 г. он выпускает замечательную краеведческую газету <Кацкая летопись> (вышло больше сотни номеров), включающую исторические, этнографические, фольклорные материалы. Таковы авторы данного раздела. Это люди разных поколений, разных профессий и разной судьбы (представитель сельской интеллигенции, почти никогда не выезжающий за пределы своего края, или, напротив, человек, получивший техническую специальность и покинувший <малую родину>). Объединяет одно: неразрывная связь с языком и культурой родных мест, которая позволяет мгновенно, по случайному сигналу памяти вспомнить колоритный говор односельчан, составить многотомный этнодиалектный словарь, рассказать о самоощущениях носителя традиции -- повседневных и в драматические моменты жизни.

    В номере представлен также обзор выставки <Христианство в быту и культуре народов России XIX-XX вв.>, проходившей в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) на рубеже веков и приуроченной к 2000-летию христианства. В ее организации наряду с РЭМ участвовали Государственный музей истории религии, НИИ Музей антропологии и этнографии РАН (МАЭ), Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербургская епархия РПЦ и христианские церкви Санкт-Петербурга. Устроители выставки впервые предприняли попытку осмыслить многомерное воздействие христианства на традиционно-бытовую культуру народов Российского государства, общественный и семейный быт сельского коллектива и личности в XIX--XX вв.

    Русская традиционная культура

Выскажите свое мнение на:

16.10.2002
16:00

Остановить подготовку агрессии США против Ирака

16.10.2002
15:37

По факту взрыва "Союза" возбуждено уголовное дело

16.10.2002
15:36

Старт "Интеграла" состоится вовремя

16.10.2002
15:34

Теперь спутники будут спасать и на суше

16.10.2002
15:02

Наше спасение в нашей вере

16.10.2002
12:24

Третья космическая программа Украины направлена для рассотрения в Верховную Раду

16.10.2002
12:23

Европейская программа космических исследований "Аврора"

<< 2561|2562|2563|2564|2565|2566|2567|2568|2569|2570 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList