Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

15.10.2018
17:09

В Доме кино отметят день рождения Михаила Лермонтова

13.10.2018
14:44

Вот так православный человек!?

12.10.2018
19:54

"Мазохизм Жилинской." - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

11.10.2018
10:23

"Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

09.10.2018
22:32

"Ой, я, кажется, попал!" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

09.10.2018
17:46

294 Вечер "Русского переплёта" состоится 12 октября 2018 г.

08.10.2018
18:44

Умер писатель Олег Павлов

07.10.2018
13:19

Юлия Волкова-Ворошилова в Русском переплёте

04.10.2018
21:11

"Не спится." - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

03.10.2018
15:50

"Имею ли я право?" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

03.10.2018
12:21

"Американская инквизиция." - новое в обозрении Маркса Тартаковского

01.10.2018
19:06

Дом Франчески

30.09.2018
11:29

"Нерастраченная сила, неразгаданная грусть." - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

29.09.2018
13:57

"Вспотевшие "полковники"." - новое в обозрении Маркса Тартаковского

29.09.2018
12:36

"Не можешь - садись в лужу!" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

28.09.2018
15:18

1 октября 2018 г. Ко Дню рождения Льва Гумилёва

28.09.2018
11:19

"Что меня гложет?" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

27.09.2018
15:47

"Стоит ли иное у Сорокина читать." - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

27.09.2018
12:00

Софья Селектор в Русском переплёте

25.09.2018
21:30

Юнна Мориц: "Учитель года" предложил выбросить Пушкина из школьной программы

    ПУШКИНСКАЯ "ОСЕНЬ"

    I

    Родители рыдают в Интернете,
    Что Пушкин устарел, учитель строг
    И требует, чтоб выучили дети
    Стихи, где восемь устаревших строк.
    "Очей очарованье" устарело,
    Зимы угрозы – устаревший слог,
    Вся эта дряхлость лезет озверело
    Из Пушкина – и сносит потолок!

    А детям не способны их родители
    Очей очарованье объяснить,
    Словцо "багрец" (хотите, не хотите ли!..)
    Не вдето в память, как в иголку нить.
    Кому нужны такие муки ада,
    Зачем учить такое барахло?..
    Детей болванить Пушкиным не надо,
    Его тысячелетье истекло!

    И в ужасе от "вещего Олега",
    Где "вещий" – от вестей, не от вещей,
    Родительская требует телега
    От Пушкина избавить, он – Кащей!
    Какое там "очей очарованье",
    Когда забыты смыслы этих слов,
    И новое теперь образованье,
    А пушкинская "Осень" – для козлов!..

    II

    Очей очарованье – дважды "оч"
    В начале слов, и это – смыслозвуки,
    И очень Пушкин!.. Ваши сын и дочь
    Теперь не будут с Пушкиным в разлуке,

    Он даст билет им вечный, проездной –
    Туда, где очи не равны глазам с ресницами,
    И ставку очную нельзя назвать глазной,
    И очевидцы не зовутся глазовидцами.

    Очнись, родитель возмущённый, твой словарь –
    Не очень Пушкин!.. Это в детях поправимо,
    Когда целует Пушкин их букварь
    И шлёт подарки, пролетая мимо.

    Подарки Пушкина, который нас любил,
    И целовал, и никогда не бросит!..
    Теперь успешный, правильный дебил
    Детей от Пушкина избавить срочно просит.

    III

    Очей очарованье – наш пароль,
    Гражданство речи, Пушкин – наш король
    И соль земли, природной силы соль!..
    Где соль утратит силу – нет природы,
    Которая – не роль и не гастроль.

    Поэтому так пресны переводы
    Произведений Пушкина!.. Изволь
    Перевести крупицу этой соли, –
    Себе натрёшь ты мастерства мозоли,
    Прихлопнув насмерть эту соль, как моль!

    А мы – солёные, и в нас растворена
    Крупица Пушкина, с младенческого сна,
    Когда отец и мать читают сказки,
    Отнюдь не пресные!.. И соль земли, она,
    Даёт нам речь в голосовые связки, –

    Так русской речи пушкинская соль
    Купает нас в младенческой нирване.
    И в самый худший день, в кровавой бане, –
    Кто с нами?.. С нами Пушкин – наш король,
    И наш пароль – очей очарованье!..

    КАКИХ ЧУДЕС ИСТОРИЯ ПОЛНА!
    В детстве я ходила в среднюю школу в Киеве, где для всех были уроки математики, физики, химии, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, ботаники, биологии, географии, истории, русского языка и литературы, украинского языка и литературы, английского языка, рисования, пения, истории музыки и живописи. Это была самая обычная районная школа, где учились дети самых разных национальностей, и все они читали русскую и украинскую классику, свободно владели двумя языками.
    Естественно, в русской и украинской классической литературе было множество слов, обозначавших предметы и явления исторического быта прежних веков, далёких от повседневной реальности, где люди ездили не в кибитках, каретах, бричках и тарантасах с лошадьми, ямщиками и облучками, а на трамваях, в троллейбусах, автобусах и на фуникулёре. Но учителя у нас были прекрасные, и каждое непонятное слово русской и украинской классики они объясняли на уроках и потом проверяли, все ли поняли и запомнили значения этих слов, без которых никакой классики не бывает ни в России, ни в Украине, ни в Европе, ни в Африке, - нигде!..
    Мои школьные учителя жили в коммунальных трущобах и мылись в общественных банях, ночами читали горы наших сочинений и контрольных работ, никогда не унижали своих учеников, не обзывали двоечников обидными словами. Но двоечники наши знали наизусть Пушкина, Лермонтова, Лесю Украинку, Шевченко, Есенина, Блока и даже сонеты Шекспира, - потому что у двоечников бывают свои особенные способности!..
    Мне сегодня дико читать рыданья и вопли родителей и учителей, что Пушкин устарел и дети не могут выучить даже несколько строк Пушкина наизусть, потому что они не знают значений пушкинских слов. А чем заняты эти учителя, если они не способны объяснить детям, что такое исторический быт народа и что значат непонятные слова, без которых нет у народа классической литературы, нет вообще никаких классических писателей – до августа 1991 года?.. Бывший учитель математики, а ныне глава управления образования Юго-Западного округа Москвы сообщает: «- Задал я как-то пятиклассникам выучить наизусть известный отрывок Пушкина:

    Бразды пушистые вздымая,
    Летит кибитка удалая,
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.

    Все ребята были из российских семей. Но знали они в этом стихотворении всего 4 слова: "пушистые", "летит", "сидит" и "в красном". И смысла текста не поняли, а потому учили его нехотя. В полной мере это относится и к мигрантам."
    Нет, господин Лауреат конкурса "Учитель года", в полной мере это относится не к мигрантам, а к Вам лично, именно Вы обязаны были сперва объяснить своим пятиклассникам (7+5=12 лет! серьёзный, творческий возраст!) значения всех не понятных им слов русской классики, русского исторического быта, и только потом задавать им выучить наизусть известный отрывок Пушкина, всего 4 строки!.. Это – Ваша работа, "Учитель года".
    А мигрантов Вы зря пристегнули к теме «не понятного детям Пушкина»!.. У Ваших пятиклассников и у мигрантов – проблемы абсолютно разные. Мигрантам надо сперва преподавать русский, как иностранный, в России всегда были прекрасные специалисты в этой области. А Вашим пятиклассникам не надо преподавать русскую литературу, как иностранную!..
    Но именно такая «инновация» хлынула под видом «глобализации», «интеграции в мировое сообщество» - преподавать русскую литературу, как иностранную, всех подряд превращая в мигрантов. Это – не демократия, не толерантность и никакой не расцвет «преобразования образования». Это – политика за гранью здравого смысла.

    Юнна Мориц
    Читайте так же:

    Когда мы начнём читать Пушкина со словарём?

<< 121|122|123|124|125|126|127|128|129|130 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100