Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

25.08.2010
11:28

Новые книги наших авторов: Владимир Берязев "Ангел расстояния"

    Книга нашего автора и литературного советника, вышедшая в издательстве Р.Элинина, 2009. вошла в шорт-лист Волошинской премии.

    Богатство России прирастать будет Сибирью, пророчествовал Михаил Васильевич Ломоносов. В его эпоху открытие зауральских рудных залежей сопровождалось, хоть и редким, но открытием и человеков. Кто бы задумался тогда, что Россия, да и Сибирь, может оскудеть подлинными талантами, готовыми жизнь свою положить на "тихое самораскрытие"? То есть, таланты-то еще есть, но по большей части что-то ленивые, совсем не жертвенные, требующие увеличения мелкоскопом телевизора до заказанных размеров.

    В такой ситуации любой человек, которого по трудам и делам его видно и слышно многие годы и без телевизора, очень дорогого стоит. Его не выключить вместе с треклятым ящиком - его общественное и гражданское бытие уже не зависит от наличия в доме электричества для питания телевизора. Ему одинако как в бурятской степи, так и на гольцах Алтая; как в Новосибирске, так и в Париже. В Москве, пожалуй, ему быть собой посложнее, но не его в том вина. Да и в Москве это всегда было так.

    Ибо есть персонажи и герои тусовочные, а есть - не зависимые от тусовок. Почему - независимые? Да просто потому, что им важнее, что и как они сами создадут-напишут, чем то, как к этому отнесутся окружающие, которые сегодня есть, а завтра их нет: подались-ушли к другому, помоднее и поманернее.

    Мое открытие поэта Владимира Берязева было сродни откровению - открытию золотоносной породы. Это случилось на Байкальском фестивале поэзии, затеянном нашим общим, ныне ушедшим от нас другом Анатолием Кобенковым. У Толи Кобенкова было много замечательныз качеств и совершенно сказочный стихотворный дар, но было у него еще одно: в годы полнейшего отчуждения людей друг от друга он умел сводить людей, интересных друг другу. Интересных уже тем, что одинаково относились они к поэтическому и вообще литературному труду, а именно, по старинке - с пиететом и уважением, как к служению, а не как к табуретке, на которую можно встать, чтобы казаться повыше.. Мы братались с Берязевым впоследствии и в Москве, и в Париже, и в Лондоне, но первое впечатление от него самого и его стихов связано у меня с Ангарой - с ее черным, стремительным, свежим и широкоструйным потоком, бурливо и белопенно истекающим промеж гранитных утесов из студеного зимнего Байкала. Там, в виду Шаманского камня, я и разглядел Владимира Берязева и сначала усомнился: да возможен ли в наше манерное время поэт, в лучших своих стихах достигающий павло-васильевской силы?! И это была сила не эмоциональная, не сентиментальная, не вторичная и подражательная.

    Это была и есть сила подлинности, зримая и осязаемая во всех его известных мне книгах, в том числе и в книге "Ангел расстояний" (издательство Руслана Элинина. М., 2009): Не сочиняй, не придумывай, просто смотри в тёмную воду, на углей багровое тло, вместо Вергилия выбери в поводыри это течение, это мерцание, это тепло.

    Так погружаемся... Так, хронотропную мглу
    одолевая, мы видим пустой Назарет:
    пыльная осень, Мария стоит на углу
    возле арабской кофейни с ларьком сигарет.

    Скоро декабрь. Живот, как большая луна,
    полон, огромен и перевалил через край,
    пережидай светофор, молодая жена,
    ангел, храни тебя крепко! и ветер, играй

    то ли хиджабом, не вижу я, то ли платком,
    вот поплыла, понесла сокровенный сосуд,
    все оглянулись... и замерли, и тронуло холодком,
    чрез перекрёсток

    надежду последнюю
    нашу несут.

    Суть поэзии Владимира Берязева в соединении ее могучей-могутной, природной, сибирской, самородческой стихийности с удивительной интеллигентностью в старинном смысле слова.

    ** *

    Я уже устал от кока-колы
    И мадера мне не по душе,
    Старые татарские глаголы,
    Как ледышки брякают в ковше.

    Ломит зубы воздух полусонный,
    В тишину завёрнуты мозги,
    Вечера белёсые кальсоны
    Ветлами полощет у реки.

    - Энкиду! - кричу. - Куда ты делся?
    Отчего пустынен водопой?
    От меня укрыться не надейся,
    Я иду по следу за тобой...
    Из Баян-Ульги в сады Буяна,
    Где пылает пламенный цветок,
    От "Хаванагилы" до Корана
    И до лотофагов на Восток.

    Смерть уже не месть и не преграда,
    Время истончилось, как ручей -
    Сон зеленоглазого смарагда
    И бряцанье тысячи ключей.

    Друг мой, на кругах, на Божьих дисках
    Путь любви прописан от и до...
    И звезда срывается на дискант,
    Где чистым-чиста вода со льдом.

    Казалось бы, такому поэту довольно и стихии - "Раззудись, плечо! Размахнись, рука!" - однако проникновенное стремление Берязева к знанию, и книжному, и сокровенно-мистическому, пронизывает его стихи и поэмы и уподобляет их окнам в мистическую необъяснимость, каковая только и делает стихи - стихами. Это сопряжение Природы и Слова у Берязева, к счастью, неподражаемо, если только он сам не начинает подражать самому себе.

    В нынешние времена "дроздов-пересмешников" любая подлинность воистину на вес золота - и не того золота, какое покупают в московских ювелирках, а того, которое намывают сами в рудных реках и горных ручьях вселенской Сибири. Пока кругом звучат ернические "частушки" на заданную тему, (вся "ироничность" поэзии 21 века ведь тоже подражательна - она прямо вытекает из "чернухи" восьмидесятых годов прошлого века), сказать о Любви - просто, весомо и честно, не боясь циничных и скептических суждений со стороны, осмеливаются, да и могут нынче немногие.

    Берязев - может, и делает это искренне, тонко, талантливо и умно, как истый поэт. Его присутствие в русской поэзии значительно и заметно - по делам его.

    Где говорят на русском языке,
    Там я и буду пить своё саке,
    А также араку, вино и брагу,
    Поскольку для меня для дурака
    Господь не создал лучше языка,
    Не затворил целебную корчагу.

    Я с открытым сердцем номинирую его книгу "Ангел расстояний" на Волошинскую премию "Лучшая поэтическая книга 2009 года".



    Равиль Бухараев

25.08.2010
11:06

Наши авторы: Определён шорт-лист Волошинской премии 2010 года в номинации "Лучшая поэтическая книга 2009 года"

23.08.2010
19:20

Крест над Лубянкой

21.08.2010
02:47

Судью Карлу дель Понте заподозрили в подкупе свидетелей

20.08.2010
19:30

Юрий Серб: "Агевлиада"

16.08.2010
19:05

Дебют: Дарья -аставенко в "Русском переплете"

10.08.2010
19:22

30-го июля 2010 года скончался Дмитрий Николаевич Голубев

09.08.2010
18:55

Владимир Шапко в "МУРАВЕЙНИК-RUSSIA"

06.08.2010
16:30

18 июля 2010 года скончался Владимир Ефимович Резниченко

05.08.2010
20:45

Татьяна -аворина в "Русском переплете"

05.08.2010
19:53

Андрей Журкин : И вновь "жил-былы"...

30.07.2010
18:08

Из воспоминаний Лидии Козловой (Волкович)

27.07.2010
10:58

Олег Любимов: Вопросы модернизации в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

27.07.2010
10:25

Елена Полтавская: С легким паром по-китайски

25.07.2010
11:54

Новая повесть Виктора Никитина

23.07.2010
13:08

Игорь Аверьян СДЕРЖАННАЯ УЛлБКА СЧАСТЬЯ

18.07.2010
20:23

Михаил Воинов: "Усложнение пустоты"

11.07.2010
19:00

"Ах! если рождены мы всё перенимать┘" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

09.07.2010
10:59

Новые книги наших авторов: Александр Волкович "Письма войны"

07.07.2010
12:55

Марина Ершова - Стихи о цветах

<< 251|252|253|254|255|256|257|258|259|260 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100