Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

04.07.2010
11:29

<Русский Мюнхен> наконец увидел свет

30.06.2010
18:20

Владимир Шапко в "Русском переплете"

29.06.2010
19:36

Александр Глотов: Феномен государства с точки зрения дилетанта

29.06.2010
18:38

Андрей Журкин: Из собрания "жил-былов".

29.06.2010
17:55

Александр Андреев: Переводы Эжена Гильвика

28.06.2010
17:52

Новый рассказ Галины Ушаковой

25.06.2010
11:42

Вторая Книга стихов Андрея Журкина

21.06.2010
17:12

Максим Александров в "Русском переплете"

21.06.2010
11:45

Галина Грановская в "Русском переплете"

18.06.2010
20:13

"РИМСКИЙ ЮБИЛЕЙ РУССКОГО ПОЭТА" - новое в обозрении Алексея Шорохова

18.06.2010
12:14

21 июня 2010: ВО-МОЖЕН ЛИ В РОССИИ ПЕРЕВАЛ К НОВОЙ ЛОГИКЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РА-ВИТИЯ?

    В Высшей Школе Экономике (г.Москва) 21 июня (понедельник) 2010 г. в 18-00 состоится

    доклад доктора философских наук, профессора Н.С. Розова (г. Новосибирск)

    ВО-МОЖЕН ЛИ В РОССИИ

    ПЕРЕВАЛ К НОВОЙ ЛОГИКЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РА-ВИТИЯ?

    О докладе д.филос.н. проф. Н.С.Розова
    
    <-акономерности ментальной динамики
    и вклад геокультуры в циклы российской истории>
    
    в Высшей школе экономики
    
    Покровский бульвар, д. 11, корп."Ж",
    
    ауд. Ж-419 (4-й этаж)
    
    21 июня, понедельник, 2010 г. 18 00
    
    
    Проф. Николай Сергеевич Розов (Институт философии и права СО РАН, Философский факультет НГУ, Новосибирск) известен специалистам как переводчик фундаментального труда Р.Коллинза <Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения> (Новосибирск 2002), составитель альманаха <Время мира> и серии коллективных монографий <Теоретическая история и макросоциология>, автор таких книг как <Структура цивилизации и тенденции мирового развития> (Новосибирск, 1992), <Философия гуманитарного образования> (Москва, 1993), <Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии> (Новосибирск 1998), <Философия и теория истории> (Москва 2002), <Историческая макросоциология: методология и методы> (Новосибирск 2009). (Книги и статьи проф.Н.С.Розова в открытом доступе см. на сайте www.nsu.ru/filf/rozov/).
    
    Проф.Н.С.Розов поставил перед собой амбициозную задачу ответить в одном выступлении на следующий внушительный список вопросов:
    
        *
    
          Общество - это система или сфера конкуренции групп за позиции и ресурсы?
        *
    
          Как соотносятся рутинные (ресурсные, управленческие) решения и институциональные (бифуркационные) сдвиги?
        *
    
          Как взаимосвязаны психические установки, культурные образцы и социальные структуры? Что дает теория интерактивных ритуалов для понимания процессов принятия решений и выполнения решений?
        *
    
          Как совместить фреймы и практики, символы и идентичности?
        *
    
          Менталитет и национальный характер - гуманитарные фикции, идеологемы или полезные конструктивные концепты?
        *
    
          Как соотносится воспроизводящееся разнообразие российских габитусов и устойчивое политико-идеологическое разделение?
        *
    
          Какие общие закономерности ментальной и социальной динамики лежат в основе политико-идеологических процессов?
        *
    
          В чем состоит российская специфика закономерностей социальной и ментальной динамики?
        *
    
          Каковы особенности общих фреймов и символов в российском менталитете?
        *
    
          В каких измерениях и тактах происходят циклы социально-политической истории России?
        *
    
          Каковы социальные и ментальные основы этой циклической динамики?
        *
    
          Что дает понятие геокультуры для цивилизационного подхода, культурологии и политической социологии?
        *
    
          Почему в России воспроизводится раскол между западничеством и почвенничеством-державничеством, несмотря на многократную сокрушительную критику этой <ложной дилеммы>?
        *
    
          Как объяснить <закон В.С.Соловьева> о деградации почвеннических движений?
        *
    
          Каков механизм восприятия и жизненного цикла в России западных общественно-политических учений? Как объяснить повторяющиеся расколы в российском западничестве и его дискредитацию?
        *
    
          Как геокультурные процессы влияют на российские циклы в контексте закономерностей социальной и ментальной динамики?
        *
    
          Каковы прагматические выводы для стратегий интеллектуальных сообществ в актуальной социально-политической ситуации?
    
    Столь масштабный замах объясняется тем, что в Москву проф.Н.С.Розов привез рукопись большой книги (порядка 40 печатных листов) под названием <Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке> (информацию о книге, ее детальное содержание см. здесь: www.nsu.ru/filf/rozov/publ/kol-per.htm).
    
    В докладе развернута только одна из многочисленных тем книги: связь между циклами социально-политической истории России (наиболее частая смена тактов: Стагнация-Кризис-Авторитарный откат-Стагнация со спорадическими бросками в такты <Успешная мобилизация>, <Либерализация> и <Государственный распад>), российским менталитетом как воспроизводящимся разнообразием габитусов и возобновляющимся расколом между либеральным западничеством и почвенничеством-великодержавием.
    
    Все это сложное переплетение процессов проф.Н.С.Розов трактует с помощью единого понятийного аппарата, идейный стержень которой составляют, казалось бы, плохо совместимые модели:
    
        *
    
          теория интерактивных ритуалов (традиция Э.Дюркгейма, И.Гофмана, Р.Коллинза),
        *
    
          концепция установок (Дм.Узнадзе),
        *
    
          представления о фреймах, символах, идентичностях (от М.Минского до Ю.Левады),
        *
    
          модель габитусов (П.Бурдье),
        *
    
          классическая бихевиористская теория оперантного обусловливания (Б.Скиннер),
        *
    
          веберианские идеи взаимодополнительности ресурсов господства (М.Манн),
        *
    
          социологические концепции групповой, институциональной, конфликтной и сетевой динамики (от Г.-иммеля и Р.Мертона до Ч.Тилли и того же Р.Коллинза).
    
    В этом контексте политико-идеологическое поле в России предстает как сфера и результат конкуренции за признание, конфликта интеллектуальных групп и сетей, выбирающих из наличного <идейного меню> учения, идеалы, ценности как символы групповой солидарности и мобилизации. Этот выбор, последующая трансформация идей в каждой сети, как показывает проф.Н.С.Розов, отнюдь не случайны, но подчинены вполне определенным общим закономерностям.
    
    Так объясняется замеченный еще философом В.С.Соловьевым паттерн деградации почвенничества-самобытничества, неизменно переходящего на сервильные, шовинистические и официозно-великодержавные позиции (от Хомякова, Киреевского и Аксаковых к Победоносцеву и Пуришкевичу, тот же паттерн проявился и в недавней истории: тренд от фрондировавших писателей-деревенщиков 1960-х, Солженицына, Распутина, Астафьева через приближенную к власти <русскую партию> Глазунова и Шевцова 1970-80-х до нынешних многочисленных служителей и рупоров властной великодержавной и антизападнической пропаганды - дугиных-прохановых-кургинянов-нарочницких-шевченок-леонтьевых-пушковых-марковых).
    
    Выделены семь выделенных плеяд западников: от Новикова и Радищева, декабристов, Чаадаева, Герцена и Белинского, Милюкова, Плеханова, Мартова и Ленина до Буковского, Сахарова и раннего А.-иновьева, до Горбачева, А.Яковлева, Е.Яковлева и Гайдара, до нынешних <системных> и <несистемных> либералов и демократов. Увы, ни одна плеяда не отличается единством, завидным общественным признанием и успешной политической судьбой. Общими паттернами здесь являются репрессии, изгнание, расколы, взаимное недоверие и отчуждение, драматические повороты в мировоззрении и политических практиках. В случаях же явного политического успеха, захвата власти в России (1917 18гг., 1991 г.) западники либо сдают позиции, уходят с политической сцены, либо сами соскальзывают к стереотипам <русской власти> - нетерпимости к политической конкуренции, практикам насилия, принуждения, экспроприации и передела ресурсов.
    
    Главными бедами западников, по мнению проф.Н.С.Розова, являются их неспособность и нежелание соединить свои <символы веры> с действительными заботами и чаяниями разных групп и слоев населения, гипертрофированная фиксация на <идейной чистоте> и <размежевании> вместо поиска общих платформ для солидарного действия, <варение в собственном соку> и пренебрежение участием в низовых движениях самоорганизации, наивные упования на <нового мудрого царя>, неспособность <держать удар> со стороны репрессивной власти, соскальзывание либо к бегству, эскапизму, либо к радикализму и ответному насилию, либо к ренегатству и сервильности.
    
    Проф. Н.С.Розов показывает в докладе и в своей последней книге <Колея и перевал>, что глубинные закономерности и механизмы, приводившие в течение столетий к болезненной циклической динамике, к указанным безрадостным явлениям в политико-идеологической сфере, в полной мере действуют и сейчас.
    
    Возможен ли выход из колеи российских циклов, смена глубинных социальных и ментальных закономерностей, новые паттерны идеологических дискуссий и политического взаимодействия, существенные изменения в менталитете правящих элит, чиновничества, населения, т.е. смена всей логики исторического развития России?
    
    Этот масштабный сдвиг проф.Н.С. Розов и называет перевалом. (См. также <Апрельские тезисы 2.0> www.nsu.ru/filf/rozov/publ/april.htm). В докладе эта тема лишь коротко обозначена, а в последней книге автор детально прописывает необходимые и достаточные условия назревания и <успешного прохождения> развилок на пути к этому <перевалу> в политическом будущем России.
    
    При необходимости заказа пропуска в ГУ-ВШЭ нужно подтвердить свое участие и сообщить нам свои полные фамилию, имя и отчество по электронной почте
    
    gordey.yastrebovСОБАЧКАgmail.com
    
    или по телефонам 8(495)772-95-90*2270; 8(905)536-56-70 (Гордей Ястребов)
    
    --


    Книги и статьи проф.Н.С.Розова

    Вадим Громаков.

17.06.2010
11:06

Новые книги наших авторов: Владимир Лорченков: "Галатея, или Последний роман для девственников"

17.06.2010
10:54

Новая книга Андрея Кураева - "Миссионерский кризис православия"

16.06.2010
20:00

Валерий Кузенков в Русском переплете

16.06.2010
19:18

C 29 июня по 15 июля: фото-выставка Виктора Татаренко "Поиск истины"

15.06.2010
12:01

Дебют Анны Чащиной

12.06.2010
13:40

Виктор Погадаев: Назад к Конфуцию

11.06.2010
16:30

Николай Дик в журнале Расплетайка

09.06.2010
12:47

Новый автор в "Русском переплете" - Юрий Поклад

08.06.2010
19:48

Новый рассказ Олега Любимова

<< 251|252|253|254|255|256|257|258|259|260 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100